Различие рабочих тактов роторного, бензинового и дизельного двигателя заключается в следующем:
- Роторный двигатель:
- Такт 1 — подача топлива. 1 В момент, когда вершина ротора находится на уровне впускного отверстия, открывается впускной клапан, и благодаря вращению ротора происходит заполнение камеры «впуска». 1
- Такт 2 — сжатие. 1 Благодаря форме ротора и «цилиндра», рабочая смесь попадает в камеру «сжатия», где она прижимается ротором к стенке «цилиндра». 1
- Такт 3 — рабочий (воспламенение). 1 Когда рабочая смесь находится в максимально сжатом состоянии, происходит воспламенение (обычно посредством 2-х свечей). 1 Высвобождающаяся энергия от воспламенения вращает ротор на 1-й такт. 1
- Такт 4 — выпуск. 1 После воспламенения отработанная смесь высвобождается через выпускное отверстие. 1
- Бензиновый двигатель:
- Такт 1 — впуск. 2 Впускной клапан открывается, поршень движется вниз и создаёт в цилиндре пониженное давление, которое впускает воздух. 2 Специальный инжектор впрыскивает расчётное количество топлива. 2
- Такт 2 — сжатие. 2 При сжатии выпускной клапан закрывается, и поршень сжимает топливно-воздушную смесь, двигаясь вверх. 2 От сжатия смесь нагревается и бензин испаряется. 2 Когда поршень достигает верхней точки движения, в камере сгорания, между электродами свечи зажигания, создаётся высокое напряжение и мощная искра. 2 Топливно-воздушная смесь воспламеняется, начиная третий такт работы бензинового двигателя — рабочий ход. 2
- Такт 3 — рабочий ход. 2 При такте рабочего хода нарастающая температура увеличивает давление над поршнем, двигая его вниз и передавая крутящий момент через шатун на коленчатый вал двигателя. 2 Когда поршень достигает нижней метровой точки, начинается заключительный такт — выпуск. 2
- Такт 4 — выпуск. 2 В такте выпуска открывается выпускной клапан, поршень движется вверх, выдавливая отработавшие газы сгорания в выпускной коллектор. 2 Достигая верхней точки вращения, поршень возвращается к первому такту работы двигателя — впуску — и цикл повторяется. 2
- Дизельный двигатель:
- Такт 1 — впуск. 7 При движении поршня от ВМТ к НМТ вследствие образующегося разряжения из воздушного фильтра в цилиндр через открытый впускной клапан поступает атмосферный воздух. 8
- Такт 2 — сжатие. 78 Поршень движется от НМТ к ВМТ, впускной и выпускной клапаны закрыты, вследствие этого перемещающийся вверх поршень сжимает поступивший воздух. 8
- Такт 3 — рабочий ход. 78 Непосредственно перед началом этого такта топливо впрыскивается в камеру сгорания через распылитель форсунки. 7 При впрыске топливо распыляется на мелкие частицы, которые равномерно перемешиваются со сжатым воздухом для создания самовоспламеняемой смеси. 7
- Такт 4 — выпуск. 78 Поршень перемещается от НМТ в ВМТ и через открытый выпускной клапан отработавшие газы выталкиваются из цилиндра. 8
В дизельных двигателях не используются свечи зажигания, так как происходит впуск и сжатие воздуха, затем впрыск топлива непосредственно в камеру сгорания (прямой впрыск). 3 В дизельном двигателе возгорание топлива происходит за счёт тепла сжатого воздуха. 3