Системы отопления в водных судах могут быть трёх типов: 1
- Водяное отопление. 1 По всему кораблю протянуты трубы, по которым течёт теплоноситель. 1 Он подогревается в специальных котельных, проходит по трубам, отдавая тепло в помещения корабля через грелки (заменители батарей), и возвращается обратно в котёл. 1 Для циркуляции воды в системе используются насосы. 1 Если судно небольшое, может использоваться гравитационная система, в которой теплоноситель поступает в трубы за счёт разницы температур воды. 1
- Паровое отопление. 1 Из котельной пар не сразу поступает в систему. 1 Сначала его давление снижается с помощью автоматических редукционных клапанов, следом пар осушается в сепараторах и только потом отправляется в грелки. 1 Паровое отопление достаточно шумное, не очень экологично и безопасно, поэтому не используется в жилых блоках, только в хозяйственных. 1
- Воздушное отопление. 1 По принципу работы оно похоже на автомобильный кондиционер. 1 Свежий воздух с улицы поступает в систему, нагревается и распространяется по помещениям. 1 Воздушное отопление может работать как в режиме вентиляции, так и дополнительно принудительно циркулировать тёплый воздух внутри судна. 1
Эксплуатация систем отопления в водных судах включает следующие особенности:
- Проверка готовности к работе при выходе судна в эксплуатацию после отстоя в межнавигационный период. 2 Для этого включают котёл, отопительные приборы, холодильные машины, вентиляторы. 2
- Наблюдение за работой систем в процессе эксплуатации. 2 Ответственность за бесперебойную и эффективную работу этих систем возлагается на одного из членов комсостава судна. 2
- Наличие технической документации по обслуживанию систем отопления. 2
- Установка термометров для контроля за температурным режимом в жилых и общественных помещениях судна. 2 Термометры подвешивают на переборке, противоположной отопительному прибору, на высоте 1,5 м от пола. 2
- Оценка эффективности работы систем органами госсанэпиднадзора при осуществлении целевого санитарного контроля. 2