Воздушные ямы в самолёте возникают из-за турбулентности — прохождения через нестабильные потоки воздуха, которые отличаются давлением и температурой, образуя завихрения. dzen.ru
Некоторые причины турбулентности:
- Механическая. blog.utair.ru При полёте над горными ландшафтами потоки ветра меняют своё направление, образуются вертикальные вихри. blog.utair.ru Воздушные потоки достигают препятствия и без возможности его преодолеть идут наверх. blog.utair.ru Затем потоки снова меняют направление, вызывая смену восходящих и нисходящих потоков, попадая в которые воздушное судно может трясти. blog.utair.ru
- Тепловая. blog.utair.ru Тепловые потоки воздуха поднимаются выше, остывают, образуя неравномерные потоки и зоны турбулентности. blog.utair.ru
- Фронтальная. blog.utair.ru Наиболее актуальная в зимний период, когда холодные потоки сталкиваются с тёплыми и образуют ветряную волну, в которую может попасть воздушное судно. blog.utair.ru
- Потоки ветра. blog.utair.ru Изменения траектории движения ветра, часто возникает в зоне пересечения температур или при попадании в грозовой фронт. blog.utair.ru
- Турбулентность ясного неба. blog.utair.ru Она незаметна в отличие от грозовых туч и возникает из-за колебаний ветра и пересечении воздушных потоков. blog.utair.ru
Также за каждым летательным аппаратом движется спутный след — искусственная турбулентность, то есть возмущённый воздушный поток. ru.wikipedia.org При попадании самолёта в спутный след также возникает болтанка, особенно опасная для небольших воздушных судов. ru.wikipedia.org