Воздушные ямы в самолёте возникают из-за турбулентности — прохождения через нестабильные потоки воздуха, которые отличаются давлением и температурой, образуя завихрения. 4
Некоторые причины турбулентности:
- Механическая. 1 При полёте над горными ландшафтами потоки ветра меняют своё направление, образуются вертикальные вихри. 1 Воздушные потоки достигают препятствия и без возможности его преодолеть идут наверх. 1 Затем потоки снова меняют направление, вызывая смену восходящих и нисходящих потоков, попадая в которые воздушное судно может трясти. 1
- Тепловая. 1 Тепловые потоки воздуха поднимаются выше, остывают, образуя неравномерные потоки и зоны турбулентности. 1
- Фронтальная. 1 Наиболее актуальная в зимний период, когда холодные потоки сталкиваются с тёплыми и образуют ветряную волну, в которую может попасть воздушное судно. 1
- Потоки ветра. 1 Изменения траектории движения ветра, часто возникает в зоне пересечения температур или при попадании в грозовой фронт. 1
- Турбулентность ясного неба. 1 Она незаметна в отличие от грозовых туч и возникает из-за колебаний ветра и пересечении воздушных потоков. 1
Также за каждым летательным аппаратом движется спутный след — искусственная турбулентность, то есть возмущённый воздушный поток. 2 При попадании самолёта в спутный след также возникает болтанка, особенно опасная для небольших воздушных судов. 2