У одномоторного самолёта один винт, потому что его функция — создание горизонтальной тяги, то есть движения вперёд. 1 Вертикальная тяга возникает за счёт подъёмной силы, действующей на крыло и возникающей из-за быстрого движения крыла через воздушную среду. 1
У вертолёта два винта, потому что второй необходим для стабилизации. 14 Без него вертолёт раскручивался бы вокруг оси несущего винта. 1 Чаще всего встречается схема с меньшим по размерам рулевым винтом на конце. 2 Рулевой винт создаёт тягу в плоскости, перпендикулярной плоскости вращения главного винта, тем самым компенсируя вращение. 2
Также существуют и иные способы расположения второго винта для компенсации реактивного момента. 2 Например, в вертолётах Boeing CH-47 Chinook или советских Ка-22 используются два несущих винта, которые создают реактивные моменты, направленные в противоположные стороны и компенсирующие друг друга. 2