Самолёты Як-38 и Як-141 считаются революционными разработками в области палубной авиации по нескольким причинам:
Як-38 — первый в СССР самолёт вертикального взлёта и посадки. 2 При его создании решили ряд сложнейших технических задач, в том числе разработали механическое устройство для согласования режимов работы всех трёх двигателей. 1 Этот механизм обеспечивал сбалансированную работу двигателей при вертикальных взлётах и посадках, при разгоне и торможении в воздухе и при взлёте с коротким разбегом. 1 Благодаря Як-38 создали отечественную школу палубной авиации, отработали технику пилотирования, базирования на кораблях и боевого применения таких самолётов. 5
Як-141 — первый в мире боевой самолёт вертикального взлёта и посадки, преодолевший скорость звука. 3 Он предназначался для прикрытия авианосных соединений от самолётов противника, завоевания господства в воздухе, ведения ближнего манёвренного и дальнего боя, а также нанесения ударов по наземным и надводным целям. 23 Як-141 обладал выдающимися характеристиками для того времени: в ходе одного из полётов с грузом 2 тыс. кг была достигнута высота 13 115 м. 1 В 1990-х годах Як-141 оказался единственным в мире сверхзвуковым многоцелевым истребителем четвёртого поколения, значительно опередившим аналогичные западные разработки. 1