Самолёты не всегда летят по кратчайшему пути, несмотря на аэродинамические затраты, по нескольким причинам: 4
- Форма Земли. 4 На картах планета представлена в виде двухмерной поверхности, но на деле самолёт не может лететь строго по прямой. 4 В качестве самого короткого маршрута может использоваться не линия, а определённый отрезок большой окружности. 4
- Погодные условия и воздушные заторы. 4 Гроза, вихри, сильный боковой, встречный или попутный ветер могут заставить пилотов искать более оптимальную трассу для полёта. 2
- Загрузка воздушного пространства. 2 Иногда трассы переполнены, например, в пик сезона отпусков и на праздники. 2 Более длинный альтернативный маршрут позволяет избежать сложных ситуаций. 4
- Зоны конфликтов и проведение военных учений. 4 При прокладывании маршрута специалисты избегают территорий, на которых проходят различные военные конфликты. 4
- Стоимость аэронавигации. 4 Каждый раз, когда самолёт пролетает над определённым государством, авиакомпания оплачивает использование навигационных служб. 4 Цены везде отличаются, поэтому иногда, чтобы сэкономить на полёте, выгоднее преодолеть более длинную дистанцию и не пересекать при этом пространство страны с высокими расценками. 4
- Воздушные течения. 1 Например, на 60° северной широты на высоте около 5–7 км есть узкая зона сильного ветра, которая, если самолёт в неё попадёт, позволяет при полёте на восток ощутимо сэкономить топливо и время. 1