Самоотвинчивание резьбовых соединений происходит, когда сдвигающее усилие, действующее на соединение, больше, чем сила сопротивления трению, создаваемая преднагрузкой болта. 5
Некоторые причины самоотвинчивания:
- Высокие вибрационные нагрузки. 3 Чем сильнее вибрация, которой подвергается резьбовое соединение, тем быстрее откручивается гайка. 3
- Недостаточная длина болта. 3 Если болтовой стержень слишком короткий и гайку удаётся навернуть только на три-четыре витка резьбы, то под действием нагрузок соединение вскоре и неизбежно будет раскручиваться. 3
- Большая разница диаметров отверстий в соединяемых деталях или несоответствие размера монтажного отверстия параметрам болта. 3 В обоих случаях сдвигающее усилие больше силы трения в резьбовом соединении, и под воздействием поперечных нагрузок болт будет разбалтываться, что приведёт к самораскручиванию гайки. 3
- Для соединения деталей использовано недостаточное количество болтов. 3 В результате на каждый крепёж в отдельности будет действовать нагрузка более высокая, чем запланировано проектом. 3
- Развитие коррозии металла. 3 Даже оцинкованный крепёж может со временем поддаваться коррозии, если используется в агрессивной среде или условиях повышенной влажности. 3 Коррозия разъедает металл, что уменьшает плотность прилегания гайки к стержню болта, приводит к ослаблению соединения и самоотвинчиванию. 3
- Резьба с большим шагом. 3 Чем большим будет расстояние между витками резьбы, тем выше вероятность самопроизвольного раскручивания соединения. 3
- Слишком мягкий металл. 3 В процессе сборочных работ крепёж из металла повышенной текучести будет «тянуться», а полученное соединение приобретёт недостаточную прочность. 3
Чтобы предотвратить самоотвинчивание, в конструкции узлов закладывают меры, называемые «стопорением». 1 Как правило, это дополнительные элементы в соединении, создающие препятствия для самопроизвольного проворота метизов под действием ударов или вибраций и позволяющие более надёжно закрепить узел в требуемом положении. 1