Белый конденсационный след (инверсионный след) образуется за самолётом из-за конденсации водяного пара, содержащегося в выхлопных газах реактивных двигателей. 12
Процесс связан с тремя основными факторами: 2
- Выброс водяного пара. 2 В процессе сгорания топлива в авиационных двигателях выделяется большое количество водяного пара. 2 Это происходит потому, что углеводороды в топливе (например, керосин) при сгорании соединяются с кислородом, образуя углекислый газ и воду. 2
- Низкая температура на высоте. 2 На высоте 8–12 километров, где обычно летают самолёты, температура воздуха может достигать –40 °C или даже ниже. 2 В таких условиях водяной пар быстро охлаждается. 2
- Наличие ядер конденсации. 2 В атмосфере всегда присутствуют микроскопические частицы (например, пыль или сажа), которые служат центрами конденсации. 2 Водяной пар конденсируется вокруг этих частиц, образуя капли воды или кристаллы льда. 2
Судьба инверсионного следа зависит от атмосферных условий: 2
- Если влажность воздуха низкая, след быстро испаряется и исчезает. 2
- Если влажность высокая, капли воды или кристаллы льда сохраняются дольше, и след может растягиваться на многие километры, иногда превращаясь в перистые облака. 2