Повышение октанового числа не всегда увеличивает мощность двигателя, потому что воспламенение топлива с высоким октановым числом происходит более медленно, чем горючего с низким показателем. 1 Это может привести к тому, что в старых моторах с малой степенью сжатия при использовании неподходящего бензина прогорают выпускные клапана, пламя проскакивает в глушитель. 1
Кроме того, содержащиеся в бензине присадки, предназначенные для увеличения октанового числа, уменьшают количество энергии, которое топливо может выделять из заданной единицы объёма в процессе сгорания. 2 Обычно, когда октановое число увеличивается, теплотворная способность топлива уменьшается, что вызывает уменьшение мощности, а не увеличение. 2
Однако в случае двигателей, которые на основе данных датчика детонации способны регулировать момент зажигания, компьютер «обнаруживает» топливо с более высоким октановым числом, увеличивает время зажигания («ускоряет зажигание»), также может изменять количество дозы топлива. 2 Эти действия приводят к тому, что топливо сгорает под более высоким давлением, и мощность может немного увеличиться, но только в определённых небольших пределах. 2