Поезда могут преодолевать крутые подъёмы с помощью специальных зубчатых передач, потому что на более крутых склонах распределение веса меняется, сила трения ослабевает, и колёса проворачиваются вхолостую. 1
Зубчатая железная дорога решает эту проблему: зубчатый рельс прокладывается посередине между двумя обычными рельсами, а подвижной состав оборудован зубчатым колесом. 23 В основу принципа работы положен принцип реечной передачи, благодаря которому поезда могут преодолевать гораздо большие подъёмы, чем на обычных железных дорогах. 2
Например, самый крутой подъём зубчатой железной дороги Pilatusbahn в Швейцарии достигает 48%. 1
Кроме того, для улучшения сцепления колёс с рельсами при крутом подъёме могут использоваться специальные системы подачи песка под колёса (песочницы). 5