Первые двигатели ЗМЗ имели алюминиевые блоки цилиндров из-за преимуществ этого материала перед чугуном. 12
Алюминий легче серого чугуна примерно в 2,5 раза, что позволяло получать более лёгкие детали. 1 Это было актуально, например, для автомобиля ГАЗ-21, так как силовой агрегат у него был вынесен вперёд и располагался практически точно над осью передних колёс. 1
Также у алюминия лучше тепловые свойства: он быстрее прогревается и лучше отводит тепло в окружающую среду, что делало температурный режим мотора менее напряжённым и позволяло уменьшить объём рубашки принудительного водяного охлаждения и радиатора. 1
Однако главным недостатком алюминиевых блоков стала их недостаточная жёсткость, из-за чего из-за вибраций могло появляться усталостное трещины на перегородках. 4 Поэтому со временем производители начали искать другие решения для этого узла. 2 Примерно в это же время, во время создания турбонаддувного варианта мотора ЗМЗ-4021, производители перешли на чугунный блок цилиндров. 2