На сверхзвуковых самолётах вместо руля высоты используется управляемый стабилизатор, потому что на сверхзвуковых скоростях полёта эффективность руля высоты резко падает. 12
Это связано с тем, что при достижении местного числа Маха = 1 при обтекании профиля возникает скачок, и обтекание меняется. 3 Если на дозвуковых скоростях отклонение руля высоты приводило к изменению давления на всей поверхности горизонтального оперения, то после возникновения скачка — только на поверхности руля. 3 При этом требуется гораздо большая балансировочная сила на горизонтальном оперении, так как положение аэродинамического фокуса меняется на пикирование. 3
Управляемый стабилизатор, в свою очередь, обеспечивает балансировку самолёта и его управление, так как представляет собой целиком отклоняющуюся в полёте поверхность горизонтального оперения под действием системы управления. 4