На современных тепловозных дизелях применяют системы газотурбинного наддува для повышения эффективной мощности. 2
При таком способе наддува достигается повышение эффективной мощности дизеля тепловоза в 1,3–2,5 раза по сравнению с двигателями, не оборудованными системами наддува. 2
Принцип работы: при работе дизеля отработавшие газы после выхода из цилиндров поступают в сопловой аппарат турбины. 1 Здесь газы с избыточным давлением на выпуске расширяются, приобретают значительную скорость и направляются на рабочие лопатки, укреплённые на колесе турбины. 1 На рабочих лопатках, которым придана особая форма, происходит поворот и дальнейшее расширение газового потока. 1 В результате возникает вращающий момент на валу газовой турбины: часть тепловой энергии газа преобразуется в механическую энергию. 1 Турбина вращает рабочее колесо центробежного компрессора, который засасывает воздух из атмосферы и сжимает его. 1 Из компрессора сжатый воздух направляется в цилиндры дизеля. 1
Газотурбинный наддув нашёл применение, в основном, в четырёхтактных тепловозных дизелях, например, типа Д49, Д70, ПД1М и др.. 2