Коленчатые валы тяжёлых двигателей могут иметь разную форму щёк для достижения различных конструктивных целей. 13
Некоторые формы щёк и их особенности:
- Прямоугольные. 13 Просты в изготовлении, но при такой форме нерационально используется материал, что увеличивает неуравновешенные вращающиеся массы и нагружает рамовые подшипники. 1 Чтобы уменьшить общую массу вала, углы щёк часто срезают. 1
- Овальные. 13 Наиболее рациональны в отношении прочности, массы и равномерного распределения напряжений, но сложны в изготовлении. 1
- Круглые. 13 Менее рациональны в сравнении с овальными, но проще в изготовлении. 1
- Фигурные. 13 Применяются в полусоставных и составных кривошипах. 1 Их форма обусловлена необходимостью создания «кольца» для надёжного обжатия шеек. 1
У быстроходных форсированных двигателей щёки, как правило, круглые или эллиптические. 2
При выборе формы щёк учитывают их прочность и технологичность. 2