Автоматизация не исключает необходимость штурмана в современных самолётах, потому что некоторые задачи, которые раньше выполнял штурман, ещё не полностью автоматизированы. 14
Например, в военной авиации даже самый технологичный прицельно-навигационный комплекс требует человеческого участия и управления. 4 Опытный штурман сможет проложить нужный курс до цели даже при неисправных приборах. 4 Также в случае непредвиденных обстоятельств, если сложные навигационные системы вдруг станут недоступны, у штурмана всегда есть счётный навигационный инструмент — линейка. 4
Кроме того, в гражданской авиации профессия штурмана сохранилась, например, в военно-транспортной авиации. 3
Также навигационное оборудование современного лайнера позволяет произвести все необходимые расчёты в полёте, пилоты только контролируют работу оборудования и в случае необходимости вносят поправки. 3