Физический принцип работы ТРЦ (тональных рельсовых цепей) на железной дороге заключается в следующем: 2
- В схеме используются амплитудно-модулированные генераторы с разной несущей частотой и разной частотой модуляции. 2
- Генераторы передают в рельсы тональный сигнал одновременно в оба направления. 2
- На приёмном конце стоят два разных приёмника, фильтры которых настроены на два разных генератора. 2
- Если на участке между генератором и приёмником появится поезд, то он перемкнёт колёсными парами рельсовую цепь, путевое реле отвалится. 2 Это будет сигналом для остальной автоматики, что данный блок-участок занят. 2 То же самое произойдёт при механическом разрыве рельса — занятость блок-участка. 2
Ещё одна особенность ТРЦ — шунтирование и смена кодового сигнала наступает не с момента вступления на неё поезда, а при приближении его к рельсовой цепи на некоторое расстояние. 5 Колесная пара, находящаяся на этом расстоянии от точки подключения аппаратуры рельсовой цепи, шунтирует часть сигнального тока ТРЦ, что приводит к снижению напряжения на входе путевого приёмника. 5