Некоторые типы систем очистки выхлопных газов и их особенности:
Жидкостная нейтрализация. 1 Токсичные вещества выбросов реагируют с растворами сульфита или карбоната натрия, когда выхлопные газы пропускают через эти растворы. 1 Преимущества: высокая эффективность улавливания различных загрязнителей. 1 Недостатки: большие размеры и масса нейтрализатора, отсутствие очистки от монооксида углерода, малая эффективность очистки от оксидов азота, необходимость частой смены раствора и интенсивное испарение жидкости. 1
Каталитическая нейтрализация. 1 Происходит восстановление и окисление содержащихся в выхлопных газах примесей с образованием нетоксичных паров воды и газов: азота, углекислого газа. 1 Преимущества: способность уменьшать содержание в выхлопных газах СО на 70–90%, углеводородов — до 50–85%, оксидов азота — на 70–85%. 1 Недостатки: необходимость применения дорогостоящих материалов в катализаторах и необходимость поддерживания коэффициента избытка воздуха в пределах 1. 2 Также при использовании каталитических нейтрализаторов нужны дополнительные требования к качеству топлива и технической исправности двигателя. 2
Улавливание сажи. 1 Для этого применяют фильтры наподобие сотовой конструкции из прямоугольных ячеек или устройства из нескольких последовательно расположенных пористых перегородок. 1 Преимущества: способность в 30–50 раз уменьшать содержание твёрдых частиц, что даёт эффективность очистки от сажи до 75%. 1 Недостатки: периодическая регенерация фильтра сжиганием сажи при нагреве фильтра до 500 градусов (через каждые 100 км пробега) или его замена (через 10 000 км пробега). 1
Рециркуляция отработавших газов. 2 Предполагает частичный перепуск определённого количества отработавших газов с промежуточным охлаждением обратно во впускную систему. 2 Недостатки: ухудшение параметров рабочего процесса, повышение выброса частиц и дымности отработавших газов, увеличение тепловой напряжённости двигателя. 2