Основной принцип работы ременной передачи основан на трении между ремнём и шкивами. 1 Ремень натягивается между двумя шкивами — приводящим и приводимым. 1 При вращении приводящего шкива ремень начинает двигаться и передаёт вращение на приводимый шкив. 1
Для нормальной работы ременной передачи необходимо предварительное натяжение ремня, которое может осуществляться за счёт перемещения одного из шкивов, за счёт натяжных роликов или установки двигателя (механизма) на качающейся плите. 3
Также существуют зубчато-ременные передачи, в которых ремень имеет выступы (зубья) на внутренней поверхности, и передача движения осуществляется путём зацепления зубьев ремня с зубьями шкива. 5 Их используют там, где требуется жёсткая кинематическая связь, то есть недопустимо проскальзывание ремня относительно шкивов. 2