Некоторые типы валов в зависимости от назначения и конструкции:
По назначению: 3
- Коренные. 3 Несут основные рабочие узлы машины (коленчатый вал двигателя, ротор турбины и т. п.). 3
- Передаточные. 3 Несут детали передач (зубчатые колёса, шкивы, звёздочки и т. п.). 3 Служат для выполнения промежуточной функции в агрегатах машины при передаче крутящего момента. 3
- Трансмиссионные. 3 Служат для передачи вращающего момента между отдельными агрегатами и рабочими узлами машины. 3 Примеры: карданная передача, полуоси, ведущие валы с шарнирами равных угловых скоростей в легковых автомобилях с передними ведущими колёсами и т. п.. 3
- Гибкие. 3 Допускают передачу вращающего момента при значительных перегибах оси. 3 Такие валы встречаются, например, в контрольно-измерительных приборах (трос спидометра), механизированном инструменте (вал бормашины стоматолога). 3
- Торсионные. 3 Валы малых диаметров, служащие для передачи вращающих моментов. 3 Такие валы допускают закручивание относительно оси на значительные углы. 3
По конструкции: 1
- Цельные. 1 Изготавливаются из цельного куска металла. 1
- Составные. 1 Состоят из нескольких частей, соединённых сваркой, штифтами или резьбовыми соединениями. 1
По форме геометрической оси: 4
- Прямые. 4 Обычно имеют стандартную геометрию тел вращения, например, цилиндров. 4
- Непрямые. 4 Это специальные детали, ось которых не является прямой. 4
- Гибкие. 4 Форма их оси может изменяться в зависимости от назначения, эксплуатационных требующихся характеристик механизма. 4
По конфигурации поперечного сечения: 4
- Сплошные. 4 Имеют цельную ось, тяжелее и прочнее. 4
- Полые. 4 В оси располагается канал, сквозное отверстие. 4 За счёт такого исполнения снижается масса изделия, в большинстве случаев его прочность. 4 Центральный канал может использоваться для размещения внутри него детали. 4