Некоторые способы управления тангажом в современных авиалайнерах:
- Использование руля высоты. 34 Это подвижная аэродинамическая поверхность, расположенная на хвостовой части горизонтального стабилизатора. 34 Когда пилот тянет штурвал на себя, руль высоты отклоняется вверх, создавая аэродинамическую силу, которая «опускает» хвост и «поднимает» нос. 34 При движении штурвала от себя происходит обратный процесс. 34
- Отклонение стабилизатора. 1 Если стабилизатор триммируемый, он работает в тандеме с рулём высоты: стабилизатор задаёт общий угол, а руль отвечает за манёвренность. 4
- Использование триммера. 1 Это маленькая отклоняемая поверхность, закреплённая на руле высоты. 1 Применяется она для снятия нагрузки со штурвала. 1
- Изменение тяги двигателей. 1 Если двигатели расположены под крылом, как на большинстве современных пассажирских самолётов, то увеличение тяги приведёт к задиранию носа, то есть к увеличению тангажа, и наоборот. 1
- Изменение лобового сопротивления. 1 Например, создание скольжения или крена, выпуск шасси или механизации. 1
Также для автоматического управления тангажом используются автопилоты угла тангажа. 2