Некоторые способы снижения сопротивления воды, которые используются на современных судах:
- Ламинаризация потока. 1 Достигается приданием телу формы, которая обеспечивает более равномерное распределение давления по его длине. 1 Также ламинаризация потока обеспечивается отсасыванием жидкости внутрь обтекаемого тела через его пористую поверхность либо через отдельные щели. 1
- Изменение физических свойств жидкости. 1 Достигается введением в пограничный слой растворов полимеров (полиэтиленоксидов, полиакриламидов и других). 1 Эти вещества способствуют частичному гашению турбулентности в пристенной области слоя (снижение сопротивления трения на 60–80%). 1 Также применяется поверхностно-активных веществ, влияющих на силы поверхностного натяжения и изменяющих молекулярную структуру потока (снижение сопротивления трения на 30–60%). 1
- Уменьшение смоченной поверхности обтекаемого тела. 1 Достигается благодаря формированию на его поверхности воздушной каверны за счёт непрерывной подачи воздуха. 1 В области расположения каверны удаётся почти полностью устранить сопротивление трения. 1
- Снижение сопротивления формы. 1 Ему способствуют такие меры, как повышение плавности обводов кормовой оконечности, предотвращающее образование поперечных вихрей на корпусе судна, и применение носовых бульбов для снижения интенсивности продольных вихрей. 1
- Уменьшение волнового сопротивления. 13 Для этого применяют S-образные формы носовых ватерлиний, а при числах Фруда более 0,2 — клиновидные. 1 Также дополнительное снижение сопротивления достигается за счёт применения носовых бульбов. 13 Ещё один способ — применение полупогружённых судов, вертикальные стойки которых благодаря узкой ватерлинии создают незначительное волнообразование. 1
- Воздушная смазка подводной части корпуса. 4 На подводной части корпуса судна создаётся пузырьковая смазка из мелких воздушных пузырьков, образованных выходом сжатого воздуха через микроотверстия в эластичной мембране. 4