Основные показатели качества IP-телефонии:
- Качество речи. 23 Возможность абонента вести диалог в реальном времени в дуплексном режиме, разборчивость речи собеседника (тональность и частота), наличие эха или его отсутствие, уровень громкости речи. 2
- Качество сигнализации. 23 Скорость и время установления соединения, скорость и время разъединения или отбоя, возможность распознавания сигналов многоразового набора и их последующей фиксации. 2
Факторы, влияющие на показатели качества IP-телефонии, можно разделить на две группы: 2
- Факторы IP-сети: 2
- максимальная пропускная способность интернет-канала (предельно допустимое количество данных, которые можно передать); 2
- задержка (интервал времени, который потребуется для передачи одного пакета по сети); 2
- джиттер (задержка между двумя пакетами потока во время одного сеанса связи); 2
- потеря пакетов (часть пакетов, которые были потеряны при передаче по сети в течение одного сеанса связи). 2
- Факторы качества SIP-сервера: 2
- требуемая полоса пропускания канала, подведённого к серверам (для разных кодеков нужна определённая); 2
- задержка (промежуток времени, требуемый цифровому процессору либо другому устройству обработки сигналов для того, чтобы закодировать сигнал и декодировать его обратно); 2
- буфер джиттера (область для хранения поступающих пакетов данных, где они сохраняются до того момента, пока все не будут получены, после чего передаются в определённой последовательности); 2
- потеря пакетов (часть пакетов, которые были потеряны при сжатии или передаче в оборудовании IP-телефонии); 2
- подавление эха (возможность снижения уровня эха, которое может возникнуть при передаче данных по сети); 2
- возможность управления уровнем громкости речи. 2
Для оценки качества IP-телефонии также используется субъективный метод общего мнения (Mean Opinion Score — MOS). 4 Оценки рассчитываются после прослушивания группой людей тестируемого тракта передачи речи по пятибалльной шкале. 4