Некоторые особенности посадки и управления советского «Бурана» и американского Space Shuttle:
Посадка:
«Буран»: посадка проходила полностью в автоматическом режиме. 15 Бортовой компьютер строил прогноз попадания корабля в заданную точку в зависимости от его текущего положения, скорости, состояния атмосферы на трассе посадки и других параметров. 3 Если результаты прогноза расходились с необходимой для успешной посадки точкой, выдавались команды управления для корректировки траектории. 3
Space Shuttle: посадка осуществлялась только вручную, поэтому без экипажа корабль летать не мог. 2 У Space Shuttle была только одна попытка для захода на посадку, развернуться и зайти на второй круг челнок уже не мог. 2 Для сокращения тормозного пути и нагрузки на шасси сразу после касания раскрывались тормозные парашюты. 2
Управление:
«Буран»: для управления на посадке использовались элевоны большой площади, расположенные на задней кромке крыла. 1 Их синхронное или дифференциальное отклонение позволяло контролировать крен и тангаж. 1 Между элевонами, на хвосте фюзеляжа снизу, поместили балансировочный щиток, который улучшал управляемость на сверх- и гиперзвуковых скоростях. 1 На киле находился руль направления, который состоял из двух симметричных вертикальных частей, которые могли расходиться в стороны и выполняли задачи воздушного тормоза. 1
Space Shuttle: управление полётом осуществлялось отклонением вектора тяги двигателей челнока, и до высоты порядка 30 километров дополнительно управление обеспечивалось отклонением руля. 2 Ручное управление на этапе взлёта не было предусмотрено, корабль управлялся компьютером. 2 При приближении к взлётно-посадочной полосе (ВПП) командир брал на себя управление. 4
Ответ сформирован YandexGPT на основе текстов выбранных сайтов. В нём могут быть неточности.
Примеры полезных ответов Нейро на вопросы из разных сфер. Вопросы сгенерированы нейросетью YandexGPT для актуальных тем, которые определяются на базе обобщённых запросов к Нейро.