Некоторые инновации в области анимации, которые использовались при создании советских мультфильмов:
- Глиняная мультипликация. 45 В мультфильме «Первая Конная» (1929) режиссёры совместили объёмные фоновые декорации, классических марионеток и глиняную анимацию, которая стала прообразом для будущих пластилиновых мультфильмов. 4
- Ротоскопирование. 13 Мультипликационный или комбинированный отрезок фильма создавался путём покадровой перерисовки отснятой киноплёнки с настоящими актёрами и декорациями. 3 Например, в «Пропавшей грамоте» (1945) и «Каштанке» (1952). 3
- Многоплановая камера. 23 В 1952 году был создан полный аналог диснеевской многоплановой камеры, укреплённой над многоярусным съёмочным станком. 23 Она позволяла делать глубинные наезды и фокусировать либо размывать разные планы. 23
- Техника многоярусной перекладки. 13 Юрий Норштейн придумал этот способ, который на этапе съёмки превращал каждый образ из его фильмов в соединение мельчайших элементов, каждый из которых двигается отдельно. 13
- Пластилиновая анимация. 1 Родителем этого стиля является Александр Татарский, в 1981 году выпустивший мультфильм «Падал прошлогодний снег». 1
- Техника живописи по стеклу. 12 В «Песне о соколе» (1967) Борис Степанцев впервые в СССР применил эту технику, а в дилогии про «Малыша и Карлсона» — технологию электрографии. 2
- Компьютерная мультипликация. 2 В 1968 году группой математиков под руководством Николая Константинова был создан первый компьютерный мультфильм под названием «Кошечка», запрограммированный на БЭСМ-4. 2