На устойчивость и управляемость самолёта в полёте влияют различные факторы, среди них:
- Возмущающие силы. 14 Это силы и моменты, не предусмотренные программой полёта. 1 Они могут возникать из-за неоднородности воздушных масс, неравномерности работы двигателя, технологических отклонений размеров планера, движения масс внутри самолёта, сброса грузов, ошибок пилотирования и других причин. 1
- Моменты, которые стремятся развернуть самолёт в направлении своего действия. 5 Их создают крыло, хвостовое оперение, двигатели, фюзеляж и другие элементы. 5
- Положение аэродинамического фокуса. 5 Эта точка определяет устойчивость самолёта. 5 Если фокус лежит позади центра масс, то самолёт будет статически устойчивым. 5 Если фокус находится перед центром масс, то самолёт будет статически неустойчивым. 5
- Запас статической устойчивости. 5 Это расстояние между фокусом и центром масс. 5 Чем больше этот запас, тем менее управляем самолёт. 5
Устойчивость и управляемость самолёта неразрывно связаны. 1 Чем больше устойчивость, тем меньше управляемость, и наоборот. 5