Дозаправка самолётов в воздухе происходит в несколько этапов: 3
- Сближение. 3 Как правило, заправщик находится недалеко от маршрута заправляемого самолёта или располагается в определённом районе. 3 Найти его — задача навигатора (штурмана). 3
- Уравнивание скоростей и курса. 3 Заправщик летит прямо, с постоянной скоростью и неизменной высотой, а заправляемое воздушное судно занимает позицию сзади и немного снизу от него. 1
- Стыковка топливных магистралей. 3 В настоящее время используются две основные системы: 3
- Система «шланг-конус». 3 Заправляемый самолёт оборудован специальной штангой, а на заправщике имеется длинный шланг с конусом для заправочного штыря. 3 В таком варианте задача заправщика — выдерживать курс, высоту и скорость, задача заправляемого — попасть штангой в конус, после чего происходит фиксация последнего и начинается перекачка топлива. 3
- Использование управляемой заправочной штанги. 3 Она устанавливается на самолёте-заправщике, и после сближения оператор должен попасть этой штангой в горловину на заправляемом самолёте. 3
- Перекачка топлива. 3 После стыковки топливных магистралей происходит перекачка необходимого количества топлива с помощью оборудования самолёта-заправщика. 3
- Окончание заправки. 3 Замок магистрали размыкается, и самолёты расходятся. 3 Заправщик может приступить к заправке следующего нуждающегося в топливе. 3
Для облегчения навигации, стыковки и управления заправкой как танкер, так и заправляемые самолёты оборудованы радиотехническими системами межсамолётной навигации, подсветкой элементов заправки и световой сигнализацией заправки. 1