Вкладыши коленчатых валов — это подшипники скольжения, которые представляют собой сложные конструкции из двух металлических полуколец, охватывающих шейку вала с обеих сторон. 12
Некоторые элементы конструкции:
- Отверстия для смазки. 1 Могут быть одиночными или двойными, предназначены для передачи масла в масляные каналы коленвала и шатуна. 1
- Защёлки для фиксации. 1 Представлены шипами или пазами под штифты, удерживают подшипник в месте его монтажа. 1
- Продольные желобки. 1 Способствуют эффективной подаче масла к необходимым местам, присутствуют на вкладышах, расположенных ближе к масляному каналу. 1
- Бурты на упорных вкладышах. 1 Латеральные стенки, которые помогают подшипнику оставаться на месте и ограничивают его продольное перемещение в оси вала. 1
Основа вкладыша — стальная пластина, на которую нанесено многослойное антифрикционное покрытие. 1 Оно выполнено из более мягких материалов, уменьшает трение и продлевает жизненный цикл подшипника. 1
Вкладыши важны для работы двигателя, так как выполняют несколько функций: 2
- Снижение сил трения в точках контакта коленчатого вала, подшипников блока цилиндра и шатунов. 2
- Передача сил и моментов, возникающих в процессе работы двигателя, от шатунов к коленвалу, от коленвала к блоку двигателя и так далее. 2
- Регулирование распределения масла и формирование масляной плёнки на поверхностях трения. 2
- Обеспечение точной центровки и позиционирования деталей относительно друг друга. 2