Современные винторулевые колонки (ВРК) представляют собой гребной винт, установленный на азимутальной поворотной конструкции. www.kron.spb.ru Система совмещает функции пропульсивного движителя и рулевого устройства, обеспечивает судну манёвренность и точное позиционирование. www.kron.spb.ru
В судостроении применяются три конструктивные схемы ВРК: www.kron.spb.ru
- С двигателем над колонкой и вертикальной трансмиссией (L-drive). www.kron.spb.ru Двигатель находится внутри корпуса судна над колонкой, а вал трансмиссии входит в неё вертикально и связан с гребным валом посредством одной угловой зубчатой передачи. www.kron.spb.ru
- С двигателем спереди или сбоку от колонки и горизонтальной трансмиссией (Z-drive). www.kron.spb.ru Двигатель расположен в судовом корпусе, но его вал входит в ВРК судна горизонтально, а крутящий момент передаётся на винт с помощью двух угловых передач и промежуточного вертикального вала. www.kron.spb.ru
- С двигателем, расположенным непосредственно в колонке. www.kron.spb.ru Такие схемы применяются в маломерных судах. www.kron.spb.ru
Отдельные типы ВРК могут быть оборудованы разными узлами и дополнительными опциональными устройствами: www.kron.spb.ru
- Специальный упор-плавник. www.kron.spb.ru Расположен под винтом, защищает его от ударов о камни и грунт на мелководье. www.kron.spb.ru
- Червячный привод механизма поворота. www.kron.spb.ru Имеет компактные размеры, особенно при использовании гидропривода, и идеален для монтажа на внешних палубах. www.kron.spb.ru
- Цилиндрические кольца-сопла. www.kron.spb.ru Окружают гребной винт, защищают его от повреждений, увеличивают тягу и КПД, снижают уровень шума и вибрации. www.kron.spb.ru
Например, в установках Azipod гребной электродвигатель переменного тока расположен в подводной гондоле колонки так, что гребной винт расположен на его валу. ru.ruwiki.ru ru.wikipedia.org