Тяговый генератор постоянного тока на тепловозах состоит из магнитной системы, якоря, щёткодержателя со щётками и вспомогательных устройств. 13
Магнитная система предназначена для создания внутри генератора мощного магнитного поля. 1 Она включает: 1
Якорь генератора для снижения его массы выполняется полым. 1 Сердечник набирается из пластин электротехнической стали, в пазы сердечника укладывается обмотка якоря. 1 Поскольку при работе генератора на якорь действуют значительные центробежные силы, в пазах сердечника обмотка укрепляется клиньями из изоляционного материала, участки обмотки, выходящие из пазов сердечника, стягиваются бандажами из стальной проволоки или стеклоткани. 1
Коллектор генератора состоит из нескольких сотен медных пластин, изолированных друг от друга миканитовыми прокладками. 1 Поверхность коллектора, по которой скользят щётки, изготавливается строго цилиндрической и тщательно шлифуется, рабочая поверхность щёток притирается к поверхности коллектора. 1 Щётки вставляются в латунные щёткодержатели, которые прижимают их к коллектору пружинами. 1 Электрический ток от щёток отводится по гибким медным шунтам. 1
Работа тягового генератора происходит следующим образом: при работе дизеля тепловоза коленчатый вал через пластинчатую муфту вращает якорь тягового генератора в магнитном поле, создаваемом его полюсами. 3 В якорной обмотке индуктируется э. д. с, при замыкании внешней цепи ток проходит из якорной обмотки через одну группу пластин коллектора, плюсовые щёткодержатели к тяговым электродвигателям и далее через минусовые щёткодержатели, другую группу пластин коллектора возвращается в якорную обмотку. 3
Для охлаждения тяговых генераторов используется самовентиляция или устанавливаются дополнительные вентиляторы. 13