Грузовая стрела на судах основного назначения представляет собой грузоподъёмное устройство, которое удерживает и перемещает груз с помощью системы блоков и тросов, закреплённых на собственной конструкции и вне её (на мачтах, колоннах и лебёдках). studfile.net
Некоторые элементы устройства грузовой стрелы:
- Стрела. studfile.net Стержень, чаще всего трубчатого сечения. ppt-online.org Нижний конец стрелы (шпор) шарнирно закреплён на неподвижной опоре (мачте, краспице или палубе). studfile.net ppt-online.org На верхнем конце стрелы (ноке) размещены обухи, к которым крепится топенант, оттяжки и грузовой блок. studfile.net ppt-online.org
- Топенант. samvguvt.livejournal.com studfile.net Трос, удерживающий стрелу под заданным углом наклона и изменяющий вылет стрелы. studfile.net
- Оттяжки. samvguvt.livejournal.com studfile.net Устройства, соединяющие нок стрелы с бортами судна и обеспечивающие её поворот от борта к борту. studfile.net Каждая стрела снабжена двумя оттяжками: правого и левого борта. trans-service.org
- Грузовой шкентель. samvguvt.livejournal.com trans-service.org Трос, один конец которого закреплён на барабане грузовой лебедки, а другой удерживает грузозахватный орган. studfile.net ppt-online.org
- Контроттяжка. samvguvt.livejournal.com Отрезок стального троса, закреплённый за нок и за обух на палубе. samvguvt.livejournal.com Служит для удержания стрелы в горизонтальном направлении при больших нагрузках, превышающих прочность оттяжек. samvguvt.livejournal.com
- Грузовая лебедка. mirmarine.net Приводит в движение бегучий такелаж устройства. mirmarine.net Как правило, грузовые лебедки устанавливают на палубах у мачт. mirmarine.net
Грузовые стрелы подразделяют на лёгкие (грузоподъёмностью до 10 тонн) и тяжёлые (тяжеловесные) (грузоподъёмностью 100 тонн и более). trans-service.org