Грузовая стрела на судах основного назначения представляет собой грузоподъёмное устройство, которое удерживает и перемещает груз с помощью системы блоков и тросов, закреплённых на собственной конструкции и вне её (на мачтах, колоннах и лебёдках). 3
Некоторые элементы устройства грузовой стрелы:
- Стрела. 3 Стержень, чаще всего трубчатого сечения. 4 Нижний конец стрелы (шпор) шарнирно закреплён на неподвижной опоре (мачте, краспице или палубе). 34 На верхнем конце стрелы (ноке) размещены обухи, к которым крепится топенант, оттяжки и грузовой блок. 34
- Топенант. 13 Трос, удерживающий стрелу под заданным углом наклона и изменяющий вылет стрелы. 3
- Оттяжки. 13 Устройства, соединяющие нок стрелы с бортами судна и обеспечивающие её поворот от борта к борту. 3 Каждая стрела снабжена двумя оттяжками: правого и левого борта. 5
- Грузовой шкентель. 15 Трос, один конец которого закреплён на барабане грузовой лебедки, а другой удерживает грузозахватный орган. 34
- Контроттяжка. 1 Отрезок стального троса, закреплённый за нок и за обух на палубе. 1 Служит для удержания стрелы в горизонтальном направлении при больших нагрузках, превышающих прочность оттяжек. 1
- Грузовая лебедка. 2 Приводит в движение бегучий такелаж устройства. 2 Как правило, грузовые лебедки устанавливают на палубах у мачт. 2
Грузовые стрелы подразделяют на лёгкие (грузоподъёмностью до 10 тонн) и тяжёлые (тяжеловесные) (грузоподъёмностью 100 тонн и более). 5