Якорное устройство на современных судах включает лебедку (шпиль или брашпиль), систему управления ею, якорную цепь, собственно якорь, а также набор различных вспомогательных средств и деталей. 4
Некоторые элементы якорного устройства:
- Якорь. 14 Обеспечивает прочную связь судна с грунтом дна и создаёт удерживающую силу. 3 В зависимости от назначения якоря делятся на становые, вспомогательные, «мёртвые» и завозы. 2
- Якорная цепь. 13 Один конец цепи прикреплён к якорю, а другой крепится на судне. 5 Для предупреждения скручивания цепи при отдаче якоря в неё включается поворотное приспособление — вертлюг. 3
- Стопор. 13 Служит для крепления якорных канатов, принимает на себя динамические рывки якорной цепи, а также закрепляет якорные цепи на палубе при поднятых якорях. 3 Стопоры бывают кулачковыми, цепными, винтовыми и эксцентриковыми. 3
- Якорный клюз. 13 Труба в корпусе судна для перемещения якорной цепи и хранения якоря. 1 Якорные клюзы бывают бортовыми и палубными. 3
- Крепление коренного конца якорной смычки (жвакогалс). 1 Приспособление, обеспечивающее крепление конечного конца смычки якорного каната. 1
- Механизмы для подъёма, стравливания и спуска якоря. 1 Могут иметь ручной, электрический и электрогидравлический привод. 1 На речных и судах смешанного плавания применяют механизмы с электрическим приводом, на морских судах — с электрогидравлическим. 1
- Цепные ящики. 1 Ёмкость для хранения якорного каната. 1 На современных судах цепные ящики узкие и высокие, что облегчает самоукладывание цепи без опасности её заваливания. 1
Работа якорного устройства. 4 По команде экипажа шпиль или брашпиль вытравливает якорную цепь и с её помощью опускает якорь на дно. 4 За счёт своей массы и формы якорь сцепляется с грунтом и противостоит попыткам сдвинуть его. 4