Сцепление в грузовых автомобилях устроено следующим образом: 1
- Маховик. 1 Фиксируется на коленвале ДВС и служит опорой для ведомого диска. 1 Играет роль накопителя энергии, обеспечивая равномерность вращения. 1
- Ведущий (нажимной) диск. 1 Объединён с маховиком и вращается вместе с ним. 1 Его задача — направлять вращение на ведомый элемент под давлением пружин. 1
- Ведомый диск. 1 Главный узел механизма, через который момент идёт от ДВС к КПП. 1 Комплектуется накладками-фрикционами для оптимизации сцепления с ведущим диском. 1
- Демпферные пружины. 1 Встраиваются в ведомый диск для гашения крутильных колебаний мотора, снижения вибрации и ударных составляющих работы. 1
- Корзина или нажимной механизм. 1 Представляет собой корпус, где ставятся разные узлы: ведущий диск, пружины и элементы привода. 1 Крепится на маховике. 1
- Выжимной подшипник. 1 Направляет давление от педали на нажимной механизм, при этом отделяя ведомый диск. 1
- Привод сцепления. 1 Направляет усилие от педали к узлу. 1 Бывает нескольких видов и отличается конструкцией. 1 Чаще всего встречаются механические (с тросиком), гидравлические или комбинированные варианты. 1
В грузовых авто используется двухдисковое, или фрикционное, сцепление, работающее за счёт силы трения от крутящего момента. 2 Трение обеспечивается двумя ведомыми дисками, между которыми имеется проставка, что обеспечивает 4 поверхности рабочего соприкосновения. 2