Система охлаждения двигателя в подкапотном пространстве автомобиля может быть воздушной или жидкостной. 1 В современных машинах чаще используют смешанные системы, в которых есть и жидкостное охлаждение основных деталей, и дополнительное воздушное. 3
Основные компоненты жидкостной системы охлаждения: 1
- Рубашка охлаждения. 1 Это полости внутри блока цилиндров и ГБЦ, через которые проходит охлаждающая жидкость, забирая тепло от двигателя. 1
- Водяной насос (помпа). 1 Заставляет охлаждающую жидкость циркулировать по системе. 1 Чаще всего помпа приводится от коленвала двигателя, а у некоторых двигателей — от распределительного вала. 2
- Радиатор. 1 Устройство с тонкими трубками и рёбрами, через которое проходит горячая жидкость, отдавая тепло воздуху. 1
- Термостат. 1 Клапан, который регулирует поток жидкости, направляя её либо обратно в двигатель (малый круг), либо через радиатор для охлаждения (большой круг), в зависимости от температуры. 1
- Вентилятор. 1 Создаёт дополнительный поток воздуха через радиатор, что необходимо при низких скоростях или на холостом ходу. 1
- Расширительный бачок. 1 Компенсирует объём антифриза при его нагреве и охлаждении. 1
- Патрубки. 1 Резиновые шланги, соединяющие все элементы. 1
В воздушной системе охлаждения тепло от двигателя отводится непосредственно в окружающий воздух. 1 Для этого на поверхности цилиндров и головок цилиндров имеются специальные рёбра, которые увеличивают площадь теплоотдачи. 1 Когда мотор работает, поток воздуха обдувает эти рёбра и охлаждает двигатель. 1
Также в системе может быть датчик температуры, который контролирует температуру антифриза и передаёт эти данные на приборную панель автомобиля, и радиатор отопителя, который устанавливается в салоне и служит для его обогрева. 2