Система аварийного покидания кабины в боевых самолётах, как правило, включает катапультное кресло, которое вместе с пилотом выстреливается из аварийного летательного аппарата. ru.wikipedia.org ru.ruwiki.ru
Процесс катапультирования: dzen.ru
- Отстрел фонаря кабины пилотов. dzen.ru Для этого используются пиропатроны. dzen.ru
- Притягивание лётчика к креслу. dzen.ru Ремни плотно притягивают пилота к креслу, фиксируя тело и ноги. dzen.ru
- Срабатывание стреляющего механизма. dzen.ru Он состоит из двух пиропатронов и выбрасывает лётчика из самолёта по рельсам-направляющим. dzen.ru
- Включение ракетного двигателя. dzen.ru Также работают вспомогательные двигатели, которые контролируют крен кресла. dzen.ru
- Раскрытие щитков-дефлекторов. dzen.ru Они находятся в ногах пилота и обеспечивают торможение кресла и аэродинамическую защиту конечностей. dzen.ru
- Отстрел заголовника. dzen.ru Происходит на малой скорости или при снижении скорости до необходимой. dzen.ru
- Отделение лётчика от конструкции кресла. dzen.ru Затем выпускается стабилизирующий, тормозной, а после — основной парашют. dzen.ru
Спуск пилота происходит на специальном сидении, под которым расположены система подачи дыхательной смеси, аварийный запас медикаментов и провизии, а также аварийный маячок. dzen.ru
На большинстве самолётов привод катапультного кресла осуществляется лётчиком вручную. dzen.ru ru.ruwiki.ru Но есть модели, где возможно принудительное катапультирование членов экипажа командиром корабля (например, Ту-22М). ru.ruwiki.ru