Лямбда-зонд (кислородный датчик) измеряет содержание остаточного кислорода в выхлопных газах и передаёт эту информацию в электронный блок управления (ЭБУ). 4
Устройство лямбда-зонда включает следующие компоненты: 2
- Два электрода с платиновым напылением. 2 Внешний электрод контактирует с отработавшими газами, а внутренний — с окружающим воздухом. 2
- Нагреватель. 2 Он подогревает устройство и быстрее доводит его до рабочей температуры (примерно 300 °C). 2
- Электролит. 2 Находится между электродами. 2
- Кожух. 2 Имеет перфорированную структуру для попадания отработавших газов. 2
- Проводка. 2 Передаёт данные в ЭБУ. 2
Принцип работы основан на появлении разности потенциалов между электродами с платиновым напылением. 2 Напряжение возникает при нагреве электролита, когда через него идут кислородные ионы от отработавших газов и окружающего воздуха. 2
Оптимальное соотношение воздуха и топлива (стехиометрическое) важно по нескольким причинам:
- Полное сгорание смеси. 3 При таком составе топливо и кислород в воздухе будут полностью израсходованы в процессе горения. 3
- Минимум токсичных выбросов. 3 Двигатель производит минимум токсичных выбросов, а соотношение мощности и расхода топлива оптимальное. 3
- Снижение нагрузки на катализатор. 5 Когда пропорции идеальные, двигатель работает в оптимальном режиме, а потому нагрузка на катализатор снижается. 5
- Уменьшение загрязнения окружающей среды. 5 Выброс вредных веществ, которые появляются при сгорании переизбытков топлива в ДВС, сводится к минимуму. 5