Роторный двигатель (роторно-поршневой, РПД) — это бензиновый двигатель внутреннего сгорания, в котором вместо привычных поршней с шатунами используется ротор треугольного сечения, вращающийся в полости корпуса. 1
Главные компоненты РПД: 1
- Ротор. 1 Выполняет роль поршней и шатунов в классическом ДВС, отвечает за передачу крутящего момента. 1 Роторов может быть не один, а пара. 1
- Статор (корпус). 1 Внутри него вращается ротор, создавая при своём перемещении отдельные серповидные камеры, в которых происходит образование рабочей смеси, её сжатие и воспламенение с последующим удалением отработавших газов. 1
- Специальные уплотнители. 1 Обеспечивают надёжную герметизацию камер, образующихся при вращении ротора. 1
- Впускные и выпускные окна в стенках статора. 1 Заменяют вместе с ротором классический механизм газораспределения с кулачковыми валами и клапанами. 1
- Эксцентриковый вал. 1 Обеспечивает вращение ротора внутри полости статора по сложной траектории и воспринимает крутящий момент, который затем через трансмиссию передаётся на колёса. 1
- Система смазки. 1
- Система охлаждения. 1
- Форсунки (ранее — карбюраторы) для подготовки рабочей смеси. 1
- Свечи зажигания. 1
Некоторые отличия роторного двигателя от поршневого:
- Меньше движущихся деталей. 24 В типичном поршневом двигателе внутреннего сгорания имеется более 40 отдельных компонентов, в то время как типичный двухроторный роторный двигатель имеет только три движущиеся части. 2
- Более плавная работа. 24 Детали в традиционном поршневом двигателе меняют направление при вращении, в то время как в роторном двигателе они постоянно движутся в одном и том же направлении. 2
- Отсутствие промежуточного передаточного звена. 1 Если в классическом ДВС энергия сгорания рабочей смеси сначала преобразуется в возвратно-поступательное движение поршней и лишь затем во вращение коленчатого вала, то в РПД промежуточное передаточное звено отсутствует, что увеличивает эффективность двигателя. 1
- Неоднородность рабочей смеси. 1 Отсутствие клапанного механизма, создающего турбулентность внутри камеры сгорания, приводит в РПД к неоднородности рабочей смеси, что негативно сказывается на полноте её сгорания и, как следствие, экономичности и чистоте выхлопа. 1