Условно конструкцию современного морского якоря можно разделить на четыре функциональные части: 1
- Веретено — основа всей конструкции. 1 На одном конце веретена находятся рым и скоба для крепления цепи, на другом помещаются рога. 3 Рога и веретено могут изготавливаться вместе, в таком случае место их соединения (тренд) выполняется упрочнённым. 3
- Рога отвечают за «зарывание» и удержание в грунте. 1 Рога заканчиваются лапами, острие лапы называется носок. 1 Рога крепятся на веретене двумя способами: неподвижно (тренд) или на шарнире в коробке. 15
- Шток присутствует в конструкции лишь некоторых видов якорей. 1 Его роль — перевернуть якорь на дне сразу после погружения. 1 Это нужно, чтобы рога якоря не легли на дно горизонтально: иначе они не смогут зацепиться за грунт. 1 Шток расположен перпендикулярно веретену и рогам. 1
- Якорная цепь — связь между якорем и судном. 2 Провес цепи в воде обеспечивает амортизацию судна при частых динамических воздействиях на него ветра и волн на открытой водной поверхности. 2
Работа якорного устройства достаточно проста: 3
- По команде экипажа, шпиль или брашпиль должен вытравливать якорную цепь и с её помощью опускать якорь на дно. 3
- За счёт своей массы и формы якорь сцепляется с грунтом и противостоит попыткам сдвинуть его. 3
- При использовании подвижных лап, последние буквально закапываются в грунт. 3 В таком положении якорь удерживается на месте и держит цепь с судном. 3
- Извлечь его можно только при подъёме цепи непосредственно вверх. 3