Шатуны в поршневых компрессорах и паровых машинах используются для соединения поршня с коленчатым валом. 14 Вместе с кривошипом шатун преобразует возвратно-поступательное движение поршня во вращение коленчатого вала. 4
В поршневых компрессорах при вращении коленчатого вала соединённый с ним шатун сообщает поршню возвратные движения. 5 При этом в рабочем цилиндре из-за увеличения объёма, заключённого между днищем поршня и крышкой цилиндра, возникает разрежение и атмосферный воздух поступает в рабочий цилиндр. 5 При обратном ходе поршня воздух сжимается, а затем, когда его давление становится больше давления в нагнетательном патрубке, воздух поступает в трубопровод. 5
В паровых машинах шатун используется в двигателях двойного действия, где усилие создаётся в обоих направлениях. 4 В паровозах кривошипы обычно устанавливаются непосредственно на ведущих колёсах, а шатун используется между шатунным пальцем на колесе и траверсой, где он соединяется со штоком поршня. 4