Технологии создания вариообъективов в истории кинематографа развивались следующим образом:
Первые конструкции вариообъективов были неприемлемы для кинематографа, поскольку требовали дополнительной фокусировки из-за смещения фокальной плоскости при любом изменении фокусного расстояния. 1 Патент за номером 696,788 на объектив с компенсацией смещения фокуса был выдан только в 1902 году. 1
Первый серийный панкратический объектив для киносъёмки «Кук-Варо» (англ. Cooke Varo) с диапазоном фокусных расстояний 40–120 мм, был выпущен компанией «Белл-Хауэлл» в 1932 году. 12
Уровня качества оптического рисунка, сопоставимого с дискретной оптикой, киносъёмочные вариообъективы достигли только к середине 1950-х годов, когда и стали активно применяться, особенно в документальном кино. 14
В постановочных фильмах трансфокатор позволил частично заменить съёмку с движения, и получить приём, называемый «Транстрав» или «Долли-зум». 14 Суть приёма заключается в изменении фокусного расстояния, синхронном с перемещением операторской тележки «Долли» в противофазе. 14