Технологии рендеринга прошли значительный путь развития за последние десятилетия. 1 Эволюция тесно связана с прогрессом вычислительных мощностей и алгоритмов обработки графики. 1
Некоторые этапы развития:
- Начало 1960-х годов. 1 Появилась программа Sketchpad, разработанная Айваном Сазерлендом. 1 Это была первая система, позволяющая пользователям взаимодействовать с компьютерными изображениями через графический интерфейс. 1
- Конец 1970-х. 1 Появились первые алгоритмы затенения, разработанные Анри Гуро и Буи Туонгом Фонгом, что позволило добавить объектам объём и реалистичность. 1 В это же время начали развиваться технологии текстурирования, позволяющие наносить изображения на поверхности 3D-моделей. 1
- 1990-е годы. 1 Появились первые полнометражные 3D-анимационные фильмы, например «История игрушек» студии Pixar. 1 Для создания фильма использовался собственный рендер-движок студии — RenderMan, который и сегодня остаётся одним из стандартов индустрии. 1
- 80–90-е годы. 2 Развитие аппаратных ускорителей (GPU) позволило рисовать 3D-графику в реальном времени. 2 В кино начали применять рендеринг с использованием алгоритмов трассировки лучей (ray tracing) и шейдеров. 2
- Начало 2000-х. 2 Практические эффекты и классическая рисованная анимация всё чаще уступали место цифровым, основанным на CGI (Computer-Generated Imagery). 2
- 2020-е годы. 3 Эра искусственного интеллекта и машинного обучения изменила мир 3D-рендеринга. 3 Оптимизация процесса, заполнение деталей, ускорение рендеринга с высоким качеством — всё это делает видеоигры, архитектурную визуализацию и интерактивные впечатления проще в использовании и экономит время. 3
Кроме того, в игровой индустрии в разные периоды были свои достижения: в 1990-х годах игры ограничивались простыми 3D-моделями и базовым освещением, а сегодня наблюдаются невероятно детализированные миры с продвинутым освещением и физическими эффектами. 5