Технологии гироскопов в авиационной промышленности развивались от механических к лазерным. 4
Гироскоп как устройство, способное определять изменение углов ориентации тела, на котором оно установлено, появился в 1817 году, его изобретателем считается немецкий астроном и математик Иоганн Боненбергер. 4 В 1852 году французский учёный Фуко впервые использовал этот прибор для определения изменения направления и придумал само название «гироскоп». 4
В прошлом столетии гироскопы стали использоваться в самолётах, ракетах и подводных лодках вместо компаса или совместно с ним. 4
На рубеже 60–70-х годов прошлого века началась разработка инерциальных навигационных систем (ИНС). 3 Первые два поколения были платформенными системами на базе поплавковых гироскопов, последующие — бесплатформенными БИНС на базе лазерных гироскопов. 3
Создание лазерных гироскопов стало возможным благодаря развитию квантовой физики. 4 История создания зеемановских лазерных гироскопов началась в 1967 году в НИИ «Полюс», в 1969 году был создан первый образец устройства. 4 К концу 1990-х годов появился типоряд таких гироскопов — прототипы современных серийно выпускаемых приборов. 4
В настоящее время гироскопы бывают лазерными, волоконно-оптическими, волновыми твердотельными, микро-механическими. 3 Лазерные гироскопы, произведённые на предприятиях «Ростеха», входят в состав высокоточных бесплатформенных инерциальных навигационных систем (БИНС) современных отечественных самолётов. 4