Авторотация в авиационной практике появилась в период между 1915 и 1920 годами, в период начала разработок вертолётов и автожиров. 45
Авторотация — это режим вращения несущего винта без участия двигателя, при котором энергия для вращения образуется за счёт набегающего потока воздуха. 14
В вертолётах режим авторотации чаще всего используется для аварийной посадки при отказе двигателя. 2 Также его применяют, когда выходит из строя рулевой винт или нарушается управление по рысканью. 2 В некоторых экстремальных ситуациях авторотацию используют для выхода из вихревого кольца, если позволяет высота. 3
В самолётах, использующих в качестве движителя воздушные винты без изменяемого шага, авторотация возникает при отказе или выключении двигателя в полёте. 4 При этом возникает сильное сопротивление потоку и, в случае отказа одного двигателя на консоли крыла, — сильный разворачивающий и кренящий момент, что существенно усложняет управление летательным аппаратом и может привести к его падению. 4
Для предотвращения этого явления все современные турбовинтовые двигатели имеют системы автоматического и ручного флюгирования, которые в случае остановки двигателя в полёте устанавливают лопасти воздушного винта «по потоку». 4
Для газотурбинных двигателей авторотация — это вращение ротора двигателя под действием скоростного напора воздуха (без сжигания топлива в камере сгорания) во время полёта летательного аппарата. 1 При прекращении работы двигателя авторотация наиболее благоприятна для полёта, так как аэродинамическое сопротивление двигателя на этом режиме меньше, чем двигателя с невращающимся ротором. 1