Сигнальные устройства в современных железнодорожных системах работают для обеспечения безопасности движения и чёткой организации поездной и маневровой работы. 4
Сигналы бывают видимыми и звуковыми: 4
- Видимые сигналы выражаются формой, цветом, положением и числом показаний. 4 К постоянным сигналам, связанным с движением поездов, относятся светофоры и семафоры, которые используются на перегонах, станциях и переездах. 4 Сигналы ограждения используются для обозначения опасных участков пути, мест препятствий для движения поездов, мест производства работ, а также для ограждения поезда при вынужденной остановке. 4 К ним относятся постоянные и переносные диски, щиты различных форм и фонари. 4 Ручные сигналы используют для подачи команд локомотивным бригадам и обмена информацией. 4 Подаются они флажком, фонарём, диском или просто рукой. 4
- Звуковые сигналы выражаются числом и сочетанием звуков различной продолжительности. 4 Подаются устройствами, установленных на тяговом подвижном составе, ручными свистками, духовыми рожками, сиренами, гудками, петардами и звонками. 4
Также в современных железнодорожных системах используется автоматическая блокировка, при которой сигнальные показания путевых светофоров находятся в принудительной зависимости от состояния впереди лежащих участков пути и изменяются автоматически в результате воздействия движущихся поездов на соответствующие сигнальные устройства. 1