Электронные системы контроля оплаты проезда в транспорте работают в несколько уровней: 1
- Нижний уровень. 1 На нём расположены:
- Оборудование инициализации. 1 Производит первичную запись служебной информации на чистые бланки билетов. 1
- Турникеты. 1 На них считывается информация с билета, проверяется его валидность (действительный ли билет, нет ли его в чёрном списке) и возможность прохода, определяется тип билета и в зависимости от этого выполняется операция записи. 1
- Автоматы по продаже билетов. 1 На основе заданной пассажиром информации о количестве поездок и сроке действия билетов выполняют запись на новый билет. 1
- Информационные терминалы. 1 Осуществляют чтение информации с билета и отображение на дисплее в удобной для пассажира форме. 1 Также могут использоваться для обновления (записи) информации на билете, например, после дистанционного пополнения. 1
- АРМ кассира. 1 Обладают всеми возможностями перечисленных устройств, позволяют считывать и записывать разнообразную информацию на билет, проверять его валидность. 1
- Второй уровень. 1 На нём устанавливаются локальные серверы, которые служат для буферизации информации, необходимой для работы нижестоящих устройств: списки аннулированных билетов, классификаторы типов билетов, служебная информация для оборудования нижестоящего уровня. 1 Также к этому уровню относятся коммутаторы, объединяющие оборудование нижнего уровня в единую сеть, и программно-аппаратные средства сетевой безопасности. 1
- Третий уровень. 1 Представляет собой центр обработки данных, куда стекается информация обо всех транзакциях в системе, в том числе о проходах через турникеты. 1 Также сюда попадает информация о работе АРМ кассиров (продажи, возврат, аннулирование, перенос данных между бланками билетов и т. д.) и оборудования нижнего уровня. 1 Именно на этом уровне обеспечивается взаимодействие с внешними информационными системами, в том числе банковскими и системами операторов сотовой связи, для списания средств со счетов пассажиров, ведутся базы льготных билетов. 1
Также существует способ, при котором в верхней части салона транспортного средства устанавливают средства видеонаблюдения программно-аппаратного комплекса. 2 Они связаны через модуль видеоанализа, модуль идентификации и модуль регистрации признаков оплаты проезда с модулем обработки информации, в котором сопоставляется информация об индивидуальных особенностях пассажира, признаков факта оплаты им проезда с самим фактом оплаты. 2 При отсутствии оплаты пассажиром проезда ему подают сигнал о необходимости погасить задолженность и контролируют затем факт оплаты им проезда до выхода из салона. 2