Электронные системы бортовых приборов в современных самолётах работают следующим образом:
- Датчики собирают данные о различных параметрах окружающей среды и условиях полёта, таких как давление, температура, скорость ветра и так далее. 2 Эти датчики передают информацию в бортовой компьютер для анализа и принятия решений. 2
- Бортовые компьютеры выполняют функции управления системами самолёта, сбора данных и анализа информации. 2 Они также выполняют функции мониторинга и диагностики, чтобы предупредить пилотов о возможных проблемах. 2
- Генератор символов создаёт визуальное отображение электронных приборов. 4 Он принимает входные данные от пилота, сигналы от датчиков и выбранные пилотом форматы отображения. 4 Входные данные от датчиков и элементов управления поступают по шинам данных и проверяются на достоверность. 4 Затем выполняются необходимые вычисления, и графический генератор и драйвер дисплея выдают входные данные на блоки отображения. 4
Некоторые электронные приборы, устанавливаемые на борту современных воздушных судов и их функции:
- PFD (Primary Flight Display) — первичный индикатор полёта. 1 Отображает наиболее важные для управления воздушным судном параметры: параметры авиагоризонта, воздушную и вертикальную скорость, высоту, крен, скольжение и многие другие. 1
- ND (Navigation Display) — навигационный дисплей. 1 Объединяет в себе информацию о маршруте полёта, аэропортах, трассах, точках, схемах выхода, прилёта и захода на посадку. 1
- MFD (Multi-Function Display) — многофункциональный дисплей. 1 Объединяет в себе навигационный модуль, а также параметры состояния основных бортовых систем воздушного судна. 1 Позволяет быстрее и эффективнее управлять полётом как в случае стабилизированного полёта, так и при внештатных ситуациях. 1
- ECAM (Electronic Centralized Aircraft Monitoring) — электронная система централизованного контроля самолёта. 1 Позволяет контролировать важные для полёта системы: электропитание, двигатели, гидравлику, топливную систему и многие другие. 1 Даёт возможность быстро обнаружить неисправность и правильно отреагировать в случае того или иного отказа, чем повышает безопасность выполнения полёта. 1