Вариативная коробка передач (вариатор) в современных автомобилях работает следующим образом: 13
- Крутящий момент двигателя внутреннего сгорания во время движения авто передаётся на колёса непрерывно, с сохранением стабильности оборотов. 1
- Передаточное число корректируется благодаря изменению диаметра шкивов. 1 Это происходит в автоматическом режиме, плавно, без рывков и пауз. 1 Подбор оптимальной передачи зависит от скорости и крутящего момента. 1
- В клиноременных вариаторах центральный узел — два шкива, соединённые клиновидным ремнём. 1 Каждый шкив состоит из двух конических дисков, которые могут сближаться. 1 В результате диаметр шкива меняется, плавно корректируя передаточное число. 1 Процессом «руководит» электронный блок управления. 1
- В тороидальной трансмиссии нет ремня. 4 Её основа — два конических шкива, которые устанавливаются на одной оси на расстоянии в пару сантиметров или даже миллиметров друг от друга. 4 Они соединены роликами, вращающимися в вертикальной плоскости и поворачивающимися в горизонтальной. 4 Когда ролики смещаются вперёд, они соприкасаются с большим диаметром ведущего шкива и меньшим диаметром ведомого, позволяя получить понижающую передачу. 4 Повернув их назад, можно получить повышающую передачу. 4
В современных автомобилях управлением работой вариаторов занимаются электронные блоки. 2 В компьютерных программах заложены виртуальные ступени, которые соответствуют требуемому режиму — соотношению частоты оборотов и передаваемого усилия. 2