Принцип работы системы жидкостного охлаждения двигателя заключается в циркуляции охлаждающей жидкости (антифриза) по каналам внутри ГБЦ и блока ДВС, где она нагревается, а потом отдаёт тепло в атмосферу с помощью радиатора. 1
Алгоритм работы системы в разных моделях автомобилей практически одинаков: 5
- Запуск мотора приводит в действие водяной насос. 5 Антифриз циркулирует по малому кругу через рубашку для охлаждения блока цилиндров, далее через головку блока и выходные патрубки. 5 После этого антифриз возвращается в насос. 5
- Термостат начинает работать, когда температура охлаждающей жидкости достигает 80 °С (у некоторых моделей автомобилей 90 °С). 5 С этого момента антифриз циркулирует по большому кругу, проходя через радиатор. 5 Здесь охлаждение антифриза происходит с помощью встречного потока воздуха. 5
- Подключение вентилятора требуется, когда потоком воздуха уже невозможно снизить температуру антифриза до нужного уровня. 5 Команду на подключение вентилятора подают датчики системы. 5 Обычно сигнал поступает на электропривод. 5 Отключение вентилятора происходит при понижении температуры антифриза, циркулирующего по большому кругу. 5
В современных силовых установках предусмотрены два отдельных подконтура — для ГБЦ и блока двигателя. 1 Чтобы двигатель быстрее разогревался, они сначала работают отдельно друг от друга: один охлаждает блок, второй — прогревает головку. 1 При выходе на рабочую температуру контуры объединяются. 1