Система VVTL-i (Variable Valve Timing and Lift) позволяет изменять фазы газораспределения и высоту подъёма клапанов в соответствии с условиями работы двигателя. 4
Механизм устроен так: для каждой пары клапанов на распредвале есть два кулачка с разным профилем (спокойным и агрессивным), а на рокере — два разных толкателя (роликовый и скользящий). 5
В нормальном режиме рокер (и клапана) приводятся от кулачка со спокойным профилем через роликовый толкатель, а подпружиненный скользящий толкатель работает вхолостую, перемещаясь в рокере. 5
При переходе в форсированный режим клапан, управляющий потоком масла, открывает канал в вал рокеров. 5 Под давлением масла перемещается стопорный штифт, который подпирает шток скользящего толкателя, жёстко соединяя его с рокером. 5
Когда давление жидкости снимается, пружина отжимает штифт, и скользящий толкатель вновь освобождается. 5
За работой системы следит ЭБУ по показаниям датчика положения распредвала и датчика давления масла. 4
VVTL-i — разработка компании Toyota, схожие решения есть также у других производителей, например, Honda и BMW. 3