В современных автомобилях в управлении тормозами водителю помогает электроника. 2 С помощью гидронасоса и набора клапанов она способна точнее дозировать усилие, с которым колодки должны прижиматься к диску или барабану, а также гибко регулировать давление в гидравлическом приводе. 2
Принцип работы тормозной системы (на примере гидравлической системы): 3
- При нажатии на педаль тормоза в системе возрастает давление. 3 Затем усилие передаётся главному тормозному цилиндру. 3 В работу также включается усилитель, отвечающий за создание дополнительного усилия. 3
- Тормозная жидкость под давлением движется по системе трубопроводов к колёсным тормозным цилиндрам. 3 Если тормозной жидкости слишком мало, она может подаваться из специального расширительного бачка. 3
- В работу включаются поршни колёсных цилиндров — тормозные колодки соприкасаются с дисками или барабанами. 3 Автомобиль начинает тормозить. 3
Дополнительно могут присутствовать следующие системы:
- Антиблокировочная система (ABS). 14 Не даёт колёсам блокироваться при резком торможении. 1 Сенсоры следят за скоростью вращения каждого колеса, и если одно из них начинает скользить, система снижает давление в тормозах, а потом снова его увеличивает. 1
- Система распределения тормозных усилий (EBD). 1 Гибко распределяет тормозные усилия по колёсам при обычных, не экстренных торможениях. 2
- Система стабилизации (ESP). 2 Борется с заносом или сносом машины в повороте, а также потерей устойчивости на прямой. 2 Делает это за счёт выборочного подтормаживания (без участия водителя) одного или нескольких колёс. 2
- Противобуксовочная система (TCS). 2 С помощью тормозных механизмов она «придерживает» буксующее ведущее колесо, которое оказалось на более скользкой поверхности. 2
- Система помощи при торможении (EBA). 2 Её задача — увеличивать давление в гидросистеме тормозов при экстренном торможении, когда водитель не может достаточно сильно и быстро нажать на педаль. 2
Помимо рабочей тормозной системы у каждого автомобиля есть дополнительная — стояночная. 2 Её предназначение — удерживать машину в неподвижном состоянии без помощи водителя. 2 Кроме того, это фактически запасная тормозная система, которая может остановить автомобиль при отказе основной. 2