Система смазки в двухтактных и четырёхтактных двигателях внутреннего сгорания работает по-разному. 3
В двухтактных двигателях смазка осуществляется смешиванием в определённых пропорциях (обычно 1:25–1:50) моторного масла с бензином. 3 Воздушно-топливно-масляная смесь, циркулируя в кривошипной и поршневой камерах, смазывает подшипники шатуна и коленчатого вала, а также зеркало цилиндра. 3 При возгорании топливной смеси масло, существующее в виде мельчайших капель, сгорает вместе с бензином. 3 Продукты его сгорания удаляются вместе с отработанными газами. 3
В четырёхтактных двигателях смазка осуществляется маслом, находящимся в масляном картере. 1 Масло распределяется по двигателю за счёт смазки разбрызгиванием или с помощью системы смазочного насоса под давлением. 1 Смазка разбрызгиванием достигается частичным погружением коленчатого вала в масляный поддон. 1 Импульс вращающегося коленчатого вала разбрызгивает масло на другие компоненты двигателя. 1 Смазка под давлением использует масляный насос для создания плёнки смазки между движущимися частями. 1